Речевые умения в старшей группе. Чепурнова Светлана Иргашевна, учитель-логопед

      В старшей группе мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни, замедляются. Считается, что после 5 лет речевые умения детей совершенствуются незначительно, а развитие некоторых из них замедляется. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений («Отойди!», «Поставь сюда!») и сокращается количество доброжелательных, аргументированных реплик, содержащих объяснение («Не мешай мне, пожалуйста, не видишь, я же самолет завожу!»). Теперь дети реже сопровождают свои действия речью. Однако, если им предлагают задачу, при решении которой они испытывают затруднения, у детей возникает внешняя речь, но она прямо не обращена к собеседнику. В старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи - интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное значение, ибо планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это составляющие общения. К 5 годам дети овладевают грамматикой родного языка, включая синтаксические и морфологические закономерности, и, опираясь на интуицию, правильно употребляют слова - исключения из правил.

   Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы. Они без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко - медведище). В их рассказах встречаются неправильные, но удивительно точные описания объектов и явлений (притолстился, вертуний, сосульчатый). Дети начинают употреблять прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - полегче - самый легкий), а также обозначающие оттенки цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый и т. д). Заметно возрастает число глаголов, причем для описания одной и той же ситуации разные дети употребляют синонимы, имеющие различную эмоциональную окраску (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет).

    В высказываниях дошкольников появляется много слов разных частей речи, относящихся к деятельности людей, их взаимоотношениям, поступкам, поведению, переживаниям. Это связано с тем, что период с 5 до 7 лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи.

К 5 годам решительно «заявляет о себе» наглядно-образное мышление и наблюдается перелом в понимании причинности. У детей обнаруживается потребность давать развернутые пояснения наблюдаемому, при этом они стремятся показать взрослым свою компетентность и сообразительность.

     В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и не расчлененные на предложения высказывания: «Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке».

     К 5 годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних отмечается задержка в их усвоении, у других - неправильное их фор­мирование (например, горловое или одноударное произнесение звука [Р]). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки [Р, Л]. Это приводит к тому, что дети не всегда правильно произносят слова в предложении, если в нем несколько слов со звуками, которые для них звучат похоже (С - З, С - Ц, Ч - Щ и др.).

     Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Речь взрослого по-прежнему остается основным источником речевого развития детей. При обучении их звукопроизношению необходимо правильно и четко артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом просодем (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) для выражения различных чувств: радости, досады, недоумения, одобрения, ласки и т. д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно взрослый выслушивает ответы и рассуждения ребенка, помогает высказать мысль, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

   Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

У детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он по­стоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений, информации. Вместе с тем взрослым необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные дидактические игры, упражнения. Некоторые из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки - корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т. п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т. п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.п.

      Особое место среди упражнений занимают составленные взрослым и ребенком нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона - лисенок, у лисы - ежонок...». Взрослый предлагает ребенку продолжить рассказ); «Кто как кричит?» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т.п.); «Что на свете не бывает?» (Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мьтттти охотятся на кошек и т.д.).

     С помощью указанных упражнений дети осваивают и морфологические средства языка. При этом необходимо обращать их внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают следующие упражнения:

•  вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судо­водитель) и объяснить их этимологию;

•  образовать однокоренные слова (кот - коток Котофеевич и т. п.);

• по аналогии образовать существительные и прилагательные (сахарница - сухарница, ушастый - глазастый - рукастый); правильно употребить несклоняемые имена существительные; сравнительную степень имен прилагательных (чистый - чище, сладкий - слаще и т. п.).

В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить взрослому или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них («Как бы это сделал ты?», «Как можно помочь?» и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Взрослым следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление («Ответ у Оли получился странный. Послушай, что она сказала, и помоги ей исправить ошибки»).

      Характеризуя предмет, ребенок шестого года жизни называет цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в его речи предложений с однородными членами. Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения. Поэтому при анализе высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно учить с помощью упражнения «Дополни (закончи) предложение» («Осень навевает грусть, потому что...», «Мы позвонили, чтобы...», «Мы позвонили тогда, когда...», «Мы решили сделать остановку, так как...»).

      Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как «Если бы я был воспитателем (Дедом Морозом, клоуном, поваром)».

В старшем возрасте дети учатся дифференцировать наиболее часто смешива­емые звуки: шипящие и свистящие (ш - с, ж - з, ч - ц, щ - сь), звонкие и глухие (в - ф, з - с, ж - ш, б - п, д - т, г - к), сонорные (л, р).

     Взрослый вперемежку произносит два сходных по звучанию звука, например, Ж и 3, а ребенок (по предварительной договоренности) показывает движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж - движение кистями обеих рук («летит жучок»), з - отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т. п.

Взрослый произносит 9-11 слов со сходными звуками, например, ж — з, а ребенок, как и в первом задании, показывает движения. Подбирать не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль - зонт - жмуриться - зеленый - желтый - завтра - заморозок - жилет - жужжит и др.).

Взрослый 2-3 раза читает рифмовку. Затем предлагает ребенку назвать слова, содержащие определенный звук. Например, читает чешскую народную песенку (в переводе С. Я. Маршака):

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

     Повторив две последние строки, предлагает назвать слова со звуком Ж. Детям легче выполнить задание, если взрослый использует «опорные» предметы («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком [Ж], которые встречаются в чешской песенке»).

Детям предлагается вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т.д.).

Дети (с опорой на картинки) предлагают составить цепочку слов (каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего), например, такую: автобус - санки - игла - апельсин - наперсток и т. д.

    Взрослый предлагает детям подобрать близкие по звучанию слова (рифмующиеся):

ромашка - букашка - замарашка - неваляшка;

волчок - бычок - сучок - сверчок - старичок - каблучок - казачок;

птичка - певичка - невеличка — голубичка - земляничка - ежевичка.

     Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков (и, у), звукоподражаний (ау), слов (эхо): «Бегу - гу-у-у».

     Детей старшего дошкольного возраста продолжают учить связно, по­следовательно рассказывать и пересказывать небольшие сказки и рассказы. Вначале произведение (отрывок из него) читают детям (1-2 раза), затем организуют беседу, способствующую запоминанию текста. Она обязательно включает 1-2 вопроса, цель которых - побудить детей воспроизвести отрывки, содержащие наиболее интересные описания события. Например: «Кот, дрожа от негодования, подкрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол» («Кот-ворюга» К. Паустовского). Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (его выбирает сам ребенок) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

     В этом возрасте продолжают учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картинки (по плану и образцу). В старшем возрасте дошкольники начинают составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Известно, что, рассматривая такие картинки, они с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя значительное число сложных предложений. Сюжетные картинки побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение, особенно тогда, когда одна из них, чаще третья (из четырех), предъявляется только после того, как все желающие выскажут свои версии.

      Дети проявляют словесное творчество, сочиняя концовки к сказкам, в частности, к сказкам Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». Дети знакомятся с основной частью сказки и они заканчивают ее. Необходимо учить детей составлять рассказы из личного опыта (по плану). Целесообразнее начинать с темы «Мой друг» (собака, кошка, попугай или другое живое существо). Дошкольники составляют рассказы с опорой на вопросы взрослого: «Кто это?», «Как выглядит?», «Чем радует окружающих?» и т.д.

Copyright 2020  МАДОУ «Детский сад № 43 – ЦРР»

 

Разработка и хостинг сайта - KamHost.ru