Обучение грамоте дошкольников. Чепурнова Светлана Иргашевна, учитель-логопед.

Успешное обучение грамоте предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к обучению грамоте является практическое ознакомление со звуками речи и предложением. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию фонематического восприятия.

Обучение грамоте дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание детских книг, отдельных иллюстраций.

Основная задача подготовительного курса - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова, обучение направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей. С помощью слухового восприятия ребенок узнает и отличает друг от друга звуки. Нашей задачей является сформировать у детей способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению звуков родного языка. На базе этой способности у ребенка формируется речевой слух, с помощью которого дети различают между собой звуки речи что формирует у него слуховые образы звуков и подготавливает к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте ведется поэтапно

На первом этапе

•   формируем у детей умение вслушиваться в звучание слова

•   узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки

•   отрабатываем четкую артикуляцию звуков

•   уточняем их звучание (работа с зеркальцем, устранение несовершенства у некоторых детей работы речевого аппарата - не работают губы и нижняя челюсть).

Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;

На втором этапе

•          развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

В старшей группе основной задачей является - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференцируют гласные и согласные звуки, согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, дети знакомятся со слоговой структурой слова и словесным ударением.

В подготовительной к школе группе основная задача это анализ и синтез слов и предложений разной конструкции. Дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания.

Для успешного овладения навыкам написания в дальнейшем прописных букв, дети выполняют в детском саду различные узоры, штриховки, строят схемы слов по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки.

Названия букв, обозначающих согласные звуки, обязательно должны полностью совпадать со значением звука, то есть буква Р должна называться Р, а не ЭР; П буква П, а не ПЭ, а вот гласные буквы называются как обычно А, О, и т. д. Это когда дети начинают читать, чтоб не было добавления лишних звуков.

Формирование навыков звукового анализа проводится в следующей последовательности

•   выделение звука из слова (хлопни в ладоши если услышишь звук...)

•   определение первого звука

•   определение последнего звука

•  установление места звука в слове (начало, конец, середина слова)

•   полный звуковой анализ (дается детям когда они уже знают все звуки и буквы)

Соблюдается порядок формирования умственных действий

  • •   с опорой на наглядность - фишки)
  • •   в речевом плане (проговаривание) - проговаривание звуков
  • •   по представлению - в уме (самое трудное) - составить слово из звуков, игра Угадай слово - я называю слово по звукам, а ты назови его полностью - В, А, 3, А)

Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа

•   слова из двух гласных (ау, уа)

•   слова из двух звуков (ум, ах, ус) + дети знакомятся со слогом

•   слова из трех звуков (рак, мак, мир, час)

•   слова из двух открытых слогов (па - па, ва - за, ра - ма)

•   слова из одного слога со стечением согласных в конце (волк, шарф, куст, лист)

•    слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, слон, грач)

•    слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (сумка, палка, рамка)

•    слова из трех открытых слогов (собака, лопата, Марина)

Мы знаем, что в слове есть начало, середина и конец слова). При определении звука в слове ребята играют в различные игры, например - Где спрятался звук А в слове Аист? Мак? Рука?

При выполнении полного звукового анализа слов дети знакомятся с графической схемой слова.

Давайте разберем слово КНИГА.

В слове книга первый звук слышим звук К.

К - согласный, твердый, глухой звук.

НЬ - согласный, мягкий, звонкий звук.

И – гласный звук.

Г - согласный, твердый, звонкий звук.

А - гласный звук.

На занятиях по обучению детей грамоте одновременно решаются и речевые задачи:

В старшей группе дети продолжают:

•    согласование существительных с числительными ( одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Один карандаш, 2..

3..., 3..., 4..., 5... . Одно яблоко, 2..., 3..., 4..., 5... .)

•    существительных с прилагательными (лиса какая...)

•    правильное использование множественного числа существительных трудных форм (жеребята, ягнята)

•    правильное использование в речи несклоняемых существительных (кино, пальто, кофе) (часто говорят в кине, пальте)

•  образование однокоренных слов по образцу (кот - котик - котище)

•    используют различные способы образования слов (учит -учитель, варит - повар, сахар - сахарница, хлеб - хлебница)

•    составляют простые и сложные предложения (Мама сварила суп. Собаки громко залаяли и побежали к дому.)

•  используют прямую и косвенную речь при инсценировании сказок

В Подготовительная группа ведется работа над:

•  согласованием существительного с числительным (одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Один карандаш, 2...,3..., 3..., 4..., 5... . Одно яблоко, 2..., 3..., 4..., 5... .)

•  прилагательного с существительным (лиса какая...)

•  употреблением местоимений (Она пошла гулять. Он спит в берлоге.)

•  образованием по образцу существительных с суффиксами (дом - домик)

•  глаголов с приставками (ПРИ ехать, У..., ЗА..., ОТ,.. )

•  образованием сравнительной и превосходной степени прилагательных (красивее, красивейший)

•  совершенствованием умений образовывать однокоренные слова (ветер-ветерок - ветрище)

•  использованием в речи сложных предложений разных видов.

При формировании грамматического строя речи идет работа

•  образованию морфологических форм разных частей речи, т.е. работа со словом

•  обучению построению предложений и связному высказыванию

Направления работы со словом включают в себя

  • •  обогащение словаря детей (усвоение новых слов, которых не знали; усвоение новых значений слов)
  • •  уточнение словаря (углубление понимания значения уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений)
  • •  активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь детей, введение слов в предложения - распространение предложений, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления)

•  устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношения

Направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания включает:

•  работу со словосочетанием и включение его в предложения

•  работу по обучению построению предложений простых и сложных

•  работу по составлению небольшого устного высказывания (по картинке, по замыслу, по воспоминаниям).

Задача развития письменной связной речи в дошкольном возрасте не ставится.

Таким образом у детей формируется способность к языковому анализу и синтезу. И заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот - составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятий по обучению грамоте, необходимы для успешного обучения их чтению и письму в школьный период.

Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.

Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это - очень непросто исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.

Copyright 2020  МАДОУ «Детский сад № 43 – ЦРР»

 

Разработка и хостинг сайта - KamHost.ru