Консультация для родителей по развитию речи. Колесник Оксана Станиславовна, учитель-логопед

Уважаемые родители!

Чтобы избежать ошибок в чтении и письме в школе, не путайте понятия «буква» и «звук». 

Это может запутать вашего ребёнка и спровоцировать ошибки.

Помните! Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это знак, обозначающий звук на письме. Если Вы показываете ребёнку какую-нибудь букву и просите её прочитать – это правильно. А вот говорить: «Учись говорить букву Р» - это ошибка. Почему это так важно? В школе, уже в первом классе дети будут производить звукобуквенный анализ, называть и считать буквы и звуки в слове. В русском языке часто количество букв и звуков в одном и том же слове  не совпадает. Например: в слове «ёлка» - 4 буквы «ё», «л», «к», «а». А вот звуков уже целых 5 – «й», «о», «л», «к», «а». В детском саду не надо это объяснять детям. Достаточно будет того, что Вы будете в своей речи, обращаясь к ребёнку адекватно употреблять слова «звук» и «буква».

 

Гласные и согласные звуки

При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон – это музыкальный звук. Для простоты объяснения детям его часто называют голосом. Звуки языка могут состоять только из тона - из голоса (или по- старославянски, из гласа)Тогда они называются гласными .А могут состоять из шума или шума с голосом(тоном).Тогда они называются согласными. Гласные - ртораскрыватели. Чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.

 

Типичные ошибки взрослых

Случается, что во время занятий взрослый предлагает ребенку придумать слова на какую-нибудь букву. Например на букву «Б»(бэ). Для ребенка еще не умеющего читать и писать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква  - это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо представлять, как оно пишется. Задача же взрослого в работе с дошкольниками – развивать умение ребёнка  различать звуки на слух в словах. Поэтому лучше просить детей придумать слова на какой-нибудь звук. И тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук « Б», то и произнести звук надо четко и    коротко, без  « добавок» гласной «э». 

 

Автоматизация звуков 

Уважаемые родители!

 

После постановки звука наступает  этап автоматизации исправленных звуков. Теперь  то, как быстро дети научатся употреблять эти звуки в речи во многом зависит от вас.

 

Прислушайтесь к трём рекомендациям.

1. Повторение. Слова, предложения, чистоговорки, стишки на закрепление исправленных звуков  надо повторять не менее 3-х дней в неделю по 3-4 раза в день.

2. Контроль. Если ребёнку уже предложено закреплять звуки в стишках и чистоговорках, значит надо вслушиваться в речь ребёнка иконтролировать правильное произношение звуков в активной речи.

3. Утрирование. Если ребёнок  исправленный звук утрирует, выделяет - это нормально и даже правильно на этапе автоматизации.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Copyright 2021  МАДОУ «Детский сад № 43 – ЦРР»

 

Разработка и хостинг сайта - KamHost.ru