Воспитание бережного и осознанного отношения детей к природе - одна из важнейших задач семьи и ДОО

 

Дёмина Нина Николаевна,

заместитель заведующей

по воспитательно-методической работе

 муниципального автономного

дошкольного образовательного

 учреждения «Детский сад № 43

– Центр развития ребёнка»

 

Всем нам очень нравится отдыхать на природе.  После шумного и загрязненного города так приятно посидеть на зеленой травке, вдыхать запах полевых цветов и чистого воздуха. А часто ли встречаются нам на природе чистые уголки? К сожалению, это в наше время уже-редкость. Мы почему-то не задумываемся, как загрязняем планету и уничтожаем все прекрасное, что есть на ней. Долг человека состоит в том, чтобы заботиться и сохранять природные богатства.

Статья 58 Конституции РФгласит: «Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Особую роль в экологическом образовании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое образованиенеизбежно соприкасаетсяс духовно-нравственным воспитанием. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, одной из важнейших задач семьи и дошкольной организации является воспитание бережного и осознанного отношения детей к природе.   Исходя из этого, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает нравственно-экологическое образование  дошкольников одним из приоритетных направлений.

Главной целью этого направления являетсяформирование основ экологического сознания и экологической культуры у детей, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Формирование нравственно-экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение:

  • - пробудить живой познавательный интерес к природе, её многообразии, формировать осознанно-правильное отношение к ней;
  • - формировать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными;
  • - развивать нравственно-эстетические чувства и эмоции детей при общении с природой, умение замечать прекрасное, стремление к реализациисвоего творческого потенциала в различных формах самовыражения: пение, музыка, театральные спектакли, рисование;
  • - совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности;
  • - приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей.
  • Приступая к работе, мы определили следующие основные пути решения поставленных задач:
  • - создание эколого-развивающей среды в ДОО для реализации работы по нравственно-экологическому воспитанию детей;
  • - подготовка педагогического коллектива к выполнению поставленных задач;
  • - введение новых эффективных форм работы с детьми;
    • - взаимодействие с родителями;

Одним из условий экологического образования детей является эколого-развивающая среда в дошкольной организации, которую мы, в свете требований ФГОС ДО, постарались сделать удобной, информированной, настраивающей на эмоциональный лад. Она должна обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой, предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Эколого-развивающая среда у нас в ДОО включает в себя следующие компоненты: 

- уголки природы в группах,в которых, кроме постоянных растений, находятся временные объекты природы, например, мини-город на окне.

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками;